Оптимизм решений технических и гуманитарных проблем экологии Кривбасса

50
О-62
     Оптимизм решений технических и гуманитарных проблем экологии Кривбасса / А. М. Дроздов, А. А. Лапшин, Л. И. Томилина, Т. В. Старова. – Кривой Рог : [Видавничий дім], 2011. – 364 с.

У монографії представлені результати екологічних досліджень, викона¬них сумісною групою учених кафедри хімії КГПУ і кафедри гірської аерології і охорони праці КТУ. Технічна частина монографії присвячена опису цілого ряду технічних новацій, розроблених дослідницькою групою і упроваджених в гірську промисловість Кривбаса.
Гуманітарна частина монографії присвячена питанням виживання людського суспільства в умовах екологічної кризи, що посилюється. Новизна екологічної концепції дослідницької групи полягає в затвердженні оптимізму в екологічну свідомість і мислення людини. Суть концепції – не в тому, щоб прикрашати реальну ситуацію, а в щиріше, чесній і правдивій інформації про стан екології Кривбаса і миру в цілому, щоб майбутні покоління могли сміливо дивитися в майбутнє і зважено і відповідально вирішувати практичні питання на виклики системи «Природа-Суспільство».
Монографія рекомендується вчителям, студентам, інженерам, аспірантам і всім, кому дорога планета Земля і що живуть на ній всякі (і хороші, і погані) люди.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Глава 1. Химические аспекты экологии
Введение. Химические аспекты экологии в качестве центрального звена в цепи множества экологических дисциплин
1.1. Современное состояние глобальной экологии
1.2. Общая характеристика экологической проблемы
1.3. Причины, из-за которых возникла данная проблема
1.4. Последствия экологической проблемы, изменения в биосфере и обществе
1.5. Характеристика методов и способов решения проблем практической экологии
1.6. Экология и проблема будущего
1.7. Перспективы природоохранной деятельности
2. Химические проблемы некоторых экологических дисциплин
2.1. Экологические проблемы эксплуатации теплоэлектростанций (ТЭС)
2.2. Экология океана и добыча полезных ископаемых с морского дна
2.3. Космическая экология: ангропогенное воздействие на околоземную среду
2.4. Планетарные масштабы экологической катастрофы Чернобыля Выводы
Литература
Глава 2. Экология Кривбасса
Введение
1. Горно-технические условия добычи железной руды на главных добывающих предприятиях Кривбасса
2. Техногенные изменения геоструктур, составляющих окружающую среду Криворожского бассейна
Выводы
3. Оценка воздействия ЮГОКа на атмосферу
3.1. Загрязнение водных ресурсов
3.2. Нарушение почвенного покрова (экспликация земельного отвода ЮГОКа) и угнетение фитоценозов
Выводы
Литература
Глава 3. Практический вклад исследовательской группы в охрану окружающей среды Кривбасса
Введение
1. Исследование эффективности мер снижения выноса пыли с открытых складов железной руды Кривбасса
2. Удаление ядовитых газов и пыли в горных выработках шахт
3. Проблема адсорбции угарного газа при производстве взрывных работ в горных выработках
Выводы
Литература
Глава 4. Разработка методик количественного и визуально-тестового определения элементов в природных объектах при использовании гетерополи- анионов
1. Окружающая среда: место существования и объект исследования человека
2. Проблема анализа элементов в природе
2.1. Проблема определения соединений мышьяка и фосфора в объектах окружающей среды
2.2. Методы определения мышьяка
2.3. Методы определения фосфора
2.4. Пути повышения чувствительности методик определения элементов в виде их гетерополикомплексов
2.5. Концентрирование соединений мышьяка и фосфора на твердых сорбентах
2.6. Химические тест-методы анализа как альтернатива инструментальным в полевых условиях
3. Разработка методик сорбционно-спектрофотометричного определения Аs(V) и Р(V)
3.1. Стандартные методики, использованные в работе
3.2. Химические аспекты сорбционного концентрирование Аs(V) и Р(V)
3.3. Альтернативные возможности использования разработанных методик
3.4. Исследование оптимальных условий визуально- тестового определения Аs(V) и Р(V)
3.5. Механизм сорбции ассоциатов ГПК на ППУ
3.6. Апробация разработанных методик на реальных объектах
3.7. Пути реализации практических достижений
Выводы к главе
Литература
ГУМАНИТАРНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Глава 5. Оптимизм экологического воспитания и образования человечества
Введение
1. Многообразие и противоречивость современных экологических идеологий, философий и этических установок
2. Экологическая этика
3. Что такое жизнь с точки зрения физики?
4. Что такое человек, какова его сущность? (Безграничность потребностей, которые создали человека и поддерживают его в человеческом состоянии)
Выводы
Литература
Глава 6. Экология воды в Кривбассе в преподавании химии в средней школе на основе принципа краеведения
Введение
1. Современное состояние педагогической проблемы по теме исследования
1.1. Формирование экологических понятий в школьном химическом образовании
1.2. Сведения о воде и ее экологии в учебной и методической литературе по химии для средней школы
1.3. Коллоидная химия и ее роль в решении экологической проблемы
1.4. Научно-технические сведения о воде, ее загрязнителях и методах ее очистки
1.5. Гигиенические требования к качеству питьевой воды
1.6. Новая форма краеведения и экологического просвещения – экскурсия на городскую водопроводную станцию
1.7. Очистка бытовых и промышленных стоков
Выводы
2. Разработка методического комплекса
2.1. Разработка структуры методического комплекса
2.2. Содержание и методика школьного химического факульатива «Путь сточной воды из наших квартир на очистных сооружениях»
2.3. Характер, оборудование и технология криворожских городских очистных сооружений, называемых «Станцией аэрации»
2.4. Сооружения биологической очистки фенольных вод на Криворожском коксохимзаводе
2.5. Методика учебной экскурсии на станцию аэрации
Выводы
Литература
Глава 7. Методические возможности темы «Растворимость солей» для экологического образования учащихся 9-х классов
Введение
1. Современное состояние проблемы растворимости солей в науке и обучении химии
1.1. Программный материал и методика преподавания темы «Растворимость» в отечественной школе
1.2. Положительный опыт изучения растворения веществ в курсе химии средней школы
2. Хорошо растворимые в воде минеральные удобрения
2.1. Роль минеральных удобрений в решении продовольственных проблем человечества
2.2. Современные методы защиты водоемов от выноса с сельхозугодий хорошо растворимых минеральных удобрений
2.3. Научное и методическое обоснование креативного подхода в данном исследовании
2.4. Разработка участниками химического кружка собственных способов защиты хорошо растворимых минеральных удобрений от выноса их с полей в окружающие водоемы
2.5. Разработка сценария урока-конференции на экологическую тематику, центральной проблемой которой является эвтрофизация водоемов выносами удобрений с сельскохозяйственных угодий
Вывод
Литература
Глава 8. Теория и практика изучения экологических аспектов основ черной металлургии на факультативных занятиях
Литература
Глава 9. Антропоэкология
Введение. Антропоэкология как интегральная дисциплина, формирующая экологическое мышление учащихся на принципиально новой основе
1. Физико-химическая модель системы «природа- общество»
2. Антропоэкология – педагогика жизнедеятельности
3. Несостоятельность идеи ноосферы и порождаемые этим проблемы экологии
4. Новейшая форма эксплуатации человека человеком – экологическая
Литература
Заключение

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Можна використовувати XHTML теґи та атрибути: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>