Закусило О. К. Моделирование диалоговых процессов

004
З-21
Закусило О. К. Моделирование диалоговых процессов / О. К. Закусило, А. Ф. Верлань, И. А. Чмырь. – Киев : ИПЦ “Киевский университет”, 2014. – 256 с.

Книга посвящена моделированию диалоговых процессов. С целью исследования естественного диалогового процесса, или разговора, свойственного человеку, вводится онтологический базис, на основе которого строится модель диалоговой транзакции в контексте представления декларативных знаний, ассоциированных с транзакцией. Искусственный эротехнический диалоговый процесс моделируется рядом формальних моделей, различающихся сложностью и сферой применимости. Главной отличительной особенностью предложенных моделей является их ориентация на даталогический подход к моделированию и проектированию программных систем. Даталогический поход противопоставляется алгоритмическому и предполагает, что как сценарий диатота, так и его компоненты моделируются средствами баз данных. На основе модели предопределенных процедурных знаний активного диалогового агента, воплощенной в диалоговую базу знаний, рассматриваются некоторые вопросы проектирования диалоговых систем, ориентированных на решение плохо формализуемых задач. Внимание сфокусировано на следуюших классах таких систем: персонализированные системы обучения; электронные тексты со встроенным интеллектуальным компонентом; интеллектуальные системы автоматизированного проектирования; системы диалогового общения с базой данных. Развивается идея проблемно-независимого диалогового решателя задач и предлагается его логическая организация. Книга ориентирована на специалистов и аспирантов в области искусственного интеллекта, когнитивных наук и компьютерного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ВВЕДЕНИЕ
Часть 1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ И ФОРМАЛЬНЫЙ ДИАЛОГОВЫЕ ПРОЦЕССЫ
1. ДИАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1. Ранние вопросно-ответные системы
1.1.1 . Вопросно-ответные системы поддержки естественно-языкового общения
1.1.2. Вопросно-ответные системы баз данных и анализа текстов
1.2. Диалог и дедукция в интеллектуальных системах обучения
1.2.1. Интеллектуальные компьютерные тьюторы
1.2.2. Обучающие среды с интеллектуальной поддержкой
1.2.3. Интеллектуальные компьютерные репетиторы
2. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС
2.1. Когнитивные основы естественного диалогового процесса
2.2. Онтологический базис естественного диалогового процесса
2.2.1. Диалоговый агент и его роли
2.2.2. Межличностный и внутренний диалоги
2.2.3.Транзакция диалогового протокола и ее компоненты
2.2.4. Типы информационных посылок активного агента
2.2.5.Типы инвариантных посылок реактивного агента
2.3. Диалоговая транзакция в контексте представления знаний
2.3.1. Знания, ассоциированные с диалоговой транзакцией
2.3.2.Тернарное представление декларативных знаний
2.3.3. Логическая структура диалоговой транзакции
2.3.4. Модели диалоговой транзакции в контексте тернарного представления декларативных знаний
3. ЭРОТЕТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС
3.1. Автоматная модель
3.2. Петри-модель
3.3. Сетевая модель
3.3.1. Структура модели
3.3.2. Аналитическое представление модели
3.4. Проблема моделирования «неискренности» реактивного агента
4. ДАТАЛОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ВОПРОСА
4.1. Атрибутивные и неатрибутивные описатели обьекта сцены
4.2. Классы атрибутов видеообьекта сцены
4.3 Проблема фрагментации атрибутивного описания обьектов сцены
4.4. Модель памяти вопросов
Часть 2. ДИАЛОГОВЫЙ РЕШАТЕЛЬ ЗАДАЧ
5. ЭРОТЕТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ КАК МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРНЫХ ЗНАНИЙ ЭКСПЕРТА
5.1. Моделирующие возможности диалогового процесса
5.2. Диалоговый и дедуктивный процессы в экспертных системах
5.3. Дедуктивные связи в модели диалогового метода доступа к памяти вопросов
5.4. Формальное описание дедуктивных связей в модели диалогового метода доступа
5.4.1. Логический вывод в сети диалогового метода доступа
5.4.2. Вопросно-ответные отношения в контексте логического вывода
6. РЕШЕНИЕ ПЛОХО ФОРМАЛИЗУЕМЫХ ЗАДАЧ ДИАЛОГОВЫМИ МЕТОДАМИ
6.1. Персонализированные системы обучения
6.1.1. Обучающие стимулы
6.1.2. Диагностические стимулы
6.1.3. Диалоговый сценарий, совмещающий диагностику и обучение
6.2. Электронный текст со встроенным интеллектуальным компонентом
6.2.1. Текст, расширенный ресурсами
6.2.2. Задачи встроенного интеллектуального компонента
6.2.3. Организация встроенного интеллектуального компонента
6.3. Интеллектуальные системы автоматизированного проектирования
6.3.1. Диалоговая имитация работы эксперта при моделировании явлений тепломассопереноса
6.3.2. Организация интеллектуальной системы автоматизированного проектирования общего назначения
6.4. Диалоговый метод формирования запросов к базе данных
7. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНО-НЕЗАВИСИМОГО ДИАЛОГОВОГО РЕШАТЕЛЯ ЗАДАЧ
Список использованных источников
ПРИЛОЖЕНИЕ

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Можна використовувати XHTML теґи та атрибути: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>